Skip to main content

Смерть и похороны Михаила Илларионовича Кутузова

Смерть и похороны Михаила Илларионовича Кутузова 

Финальный марш к Болеславцу

Весной 1813 года, после переломных сражений Отечественной войны, 67-летний фельдмаршал Кутузов выехал на инспекцию передовых частей русской армии. В непогоду, под мокрым снегом и дождём, он простудился, но продолжил путь к саксонскому городку Бунцлау (ныне Болеславец). Кутузов жаловался на сильные боли в груди и желудке — симптомы осложнившейся пневмонии и гастрита.

В ночь с 15 на 16 апреля состояние генерала резко ухудшилось. Около полуночи он скончался в санях, стоявших у городской стены, окружённый ближайшими сподвижниками. По свидетельствам современников, последние минуты он провёл в полном сознании, отдавая распоряжения по укреплению флангов армии.

М.И. Кутузов

Секретность известия

Император Александр I узнал о смерти Кутузова лишь 18 апреля, когда находился во Фрауэнфельде. Желая не ослабить мораль полков, Александр велел продолжать выпускать приказы «генерал-фельдмаршалом Кутузовым» ещё двое суток и отложить публичное объявление до возвращения войск в Дрезден.

Военная карьера и тяжёлые ранения

Будущий фельдмаршал начал службу в лейб-гвардии Семёновском полку, участвовал в Семилетней и Турецких войнах. Он был послом в Стамбуле, губернатором Смоленска и Москве, но главным делом жизни считал войну. В 1812 году его блестящая стратегия на Бородинском поле и в Смоленском сражении спасла Россию от вторжения.

Во время боёв Кутузов дважды получал тяжелейшие черепно-мозговые травмы: при Аустерлице ядро раздробило шлем, а под Малоярославцем конь сбил его копытом. Оба ранения врачи считали фатальными, однако воля и стойкость позволили маршалу вернуться к командованию.

Две могилы: сердце и тело

По одной из версий, перед кончиной Кутузов просил «отдать тело России, а сердце оставить на земле, где я поймал последний вздох». В Болеславце внутренние органы поместили в серебряный сосуд и закопали в свинцовом ларце на холме у дороги. Основное тело забальзамировали, поместили в свинцовый гроб и упаковали в украшенный дубовый катафалк.

Траурный путь через Европу

20 апреля траурная колесница отправилась из Болеславца в Петербург. Через полмесяца она преодолела более 2 000 км, пройдя через Дрезден, Лейпциг, Берлин и Кёнигсберг. На каждом этапе устраивались залпы салютов, траурные богослужения и выставление караула лейб-драгун.

24 мая кортеж прибыл в Троице-Сергиеву пустынь, где тело на время поместили в монастырский храм — здесь проходили ночные литургии и молебны, готовившие народ к торжественному отпеванию.

Прощание в Казанском соборе

Похороны Кутузова Основным местом отпевания стал Казанский собор, освящённый в 1811 году. Храм украсили трофейными знаменами, пушечными стволами с горящими свечами и полковыми штандартами. По проекту архитектора Воронихина вокруг катафалка установили четыре колонны из обломков захваченных французских пушек.

11 июня 1813 года перед собором выстроился почётный караул: конные гвардейцы, знаменосцы с гербами Кутузова, затем три колонны войск — гренадёры, карабинеры и кавалерия. Родственники маршала, представители Сената и Святейшего Синода, певчие хоры и священники окружили гроб, завершая торжественный чин.

Три дня всенародного траура

В течение трёх дней двери собора оставались открытыми: нескончаемый поток простящихся растекался вдоль Невского проспекта. Каждую ночь звучали псалмы в исполнении хора Мариинского театра, а залы светились огнём свечей, отражающим пламенные краски гербов и штандартов.

Последний залп и вечная память

13 июня при опускании катафалка в нишу северного придела раздался трёхкратный залп из ста орудий — символ триумфа, равного числу главных полей сражений маршала. На мраморной надгробной плите выгравировали:

«Здесь упокоился Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский (1745–1813), чьё мужество спасло Россию от гибели.»

Мемориалы и современность

В Болеславце на месте похорон сердца маршала установлен гранитный обелиск с краткой эпитафией: «Князь Кутузов перешёл в лучший мир 16 апреля 1813 года». Ежегодно здесь проходят встречи историков, реконструкторов и потомков участников 1812–1813 годов, давая новую жизнь легенде о великом полководце.