Skip to main content

Небесное погребение в Тибете: обряд «милостыня птицам»

 

Концепция ритуала

По представлениям адептов древней религии бон, душа после смерти покидает тело, но оно всё ещё должно принести пользу живым. Вместо захоронения или кремации они практикуют небесное погребение«джха-тор», то есть «милостыню птицам».

Небесное погребение Этот способ почитался богами как наиболее благоприятный. Кроме того, в скалистых высокогорьях Западного Тибета трудно вырыть могилу, а дров для кремации почти нет. Крематорий требуют значительных ресурсов, тогда как небесное погребение обходилось без затрат на топливо и земляные работы.

Подготовка к обряду

Чтение молитв

Чтение молитв перед погребением В течение суток над усопшим в сидячем положении произносят специальные молитвы. Эти тексты, описанные в «Тибетской книге мёртвых», призваны провести душу сквозь переход к новой жизни.

По завершении трёх дней тело переносят на одну из многих платforг, отведённых для небесного погребения, — чаще всего это просторная каменистая площадка на вершине холма или у скалы.

Роль рогьяпов

Специально обученные мужчины — рогьяпы — приступают к разделке тела. Они надевают длинные водонепроницаемые фартуки и аккуратно срезают волосы покойного.

Стая грифов и стайка бродячих собак вначале держатся на расстоянии. Когда рогьяпы убирают фартуки, птицы и собаки смело приступают к трапезе. После того как останки очищены до скелета, рогьяпы толкут кости в мелкую пудру, смешивают её с ячменной мукой и скармливают птицам — так от тела не остаётся ничего, кроме воспоминаний.

Социальные и культурные аспекты

Хотя обряд кажется простым, он стоил недёшево — за ритуальные услуги платили не только за труд рогьяпов, но и за организацию священной церемонии. Рогьяпы часто наследовали мастерство из поколения в поколение: иногда ими были монахи, иногда — светские «могильщики». Женщины обычно не передавали это ремесло по наследству, и будущая «небесная режиссёрша» искала учителя-мужчину.

Если семья была слишком бедна, тело могли просто оставить на скале: птицы и животные завершали обряд без участия рогьяпов.

Закрытость и философия обряда

Церемония разрешалась только близким друзьям и родственникам — для чужаков это зрелище было слишком тяжёлым и нарушало гармонию траура. Тем не менее тибетцы считали важным, чтобы каждый хотя бы однажды стал свидетелем небесного погребения и осознал бренность жизни.

Живые не боялись смерти — она воспринималась как естественный этап бытия. В подтверждение этому они даже изготавливали бытовые предметы из человеческих костей, не чувствуя табу.

Особенности высокогорного климата

В суровом, холодном и сухом климате Тибета трупы прекрасно сохранились бы долгие годы, поэтому небесное погребение выполняет ещё и санитарную функцию, исключая гниение в земле и загрязнение водоёмов.